Лечение бруксизма

Что такое бруксизм?

Бруксизм – это периодически возникающие эпизоды непроизвольного сокращения жевательных мышц, которые сопровождаютсяbruksizm.jpg сильным сжатием челюстей и характерным скрежетом зубами. У пациентов это чаще всего проявляется генерализованной стираемостью зубов, их повышенной чувствительностью, образованием клиновидных дефектов в области пришеечной области зуба, патологией со стороны пародонта, болями в височно-нижнечелюстном суставе и жевательных мышцах, головной болью. Выявляется такая патология на основании жалоб самого пациента и его родных, клинической ситуации в полости рта, рентгенологических методов исследования и проведения электромиографии.

ВАЖНО: В период временного прикуса, примерно до 7 лет, бруксизм может встречаться у половины обследуемых детей. Процент распространенности патологии у взрослых возрастает с каждым годом.

К какому врачу обратиться за лечением бруксизма в Москве?

Так как бруксизм является комплексной проблемой и затрагивает многие участки челюстно-лицевой области, то и лечение бруксизма должно быть комплексным. Чаще всего лечением данной патологии занимаются следующие специалисты: врач-стоматолог (стоматолог-ортопед, стоматолог-ортодонт), остеопат, ортопед, врач-невролог, врач-психиатр, терапевт и оториноларинголог. При необходимости могут подключаться другие специалисты.

Причины бруксизма

В основе развития данной патологии лежит множество различных причин или даже их сочетание, именно поэтому проблема бруксизма решается не только на уровне врачей-стоматологов, но и на уровне других специалистов.

Существует четыре основные этиологические предпосылки данного заболевания:

• Психологическая. Согласно этой теории бруксизм является следствием эмоционального неблагополучия,IMG_3929 (1).jpg перегрузок организма, стресса, перенапряжения, что и вызывает скрежетание зубами в результате непроизвольного сокращения мышц. Довольно-таки часто бруксизм можно заметить у трудоголиков, которые испытывают постоянные психоэмоциональные перегрузки. Однако такая патология может возникать и у людей с положительным эмоциональным настроем, но уже значительно реже.
  • Неврогенная. Эта теория рассматривает заболевание с точки зрения нарушений в работе центральной и периферической нервных систем, которые приводят к неврологическим и двигательным расстройствам. Часто бруксизм сочетается с нарушением сна в виде храпа, апноэ, ночными кошмарами, эпилепсией. Также заболевание может развиваться как следствие тонического напряжения жевательных мышц при поражении двигательных нейронов тройничного нерва.
  • Остеопатическая. Эта теория говорит о том, что бруксизм – это попытка нейромышечной системы нашего организма устранить блокировку черепных швов. Такие явления могут возникать у детей, которые имели осложнения во время рождения (осложненное течение родов, родовая травма, аномалии зубов, аномалии зубных рядов и положения челюстей). У взрослых это чаще всего связано с нарушением осанки, некачественно выполненным протезированием зубов и остеохондрозе шейного отдела позвоночника.
  • Стоматологическая. Основывается на отклонениях в строении зубочелюстной системы (адентии, сверхкомплектные зубы, некачественно изготовленные протезы, большие пломбы, заболевания височно-нижнечелюстного сустава).

ВАЖНО: Существуют и другие причины возникновения бруксизма, такие как нарушение носового дыхания (аденоиды, искривление перегородки носа, частые гаймориты, риниты), заболевания желудочно-кишечного тракта (гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь), злоупотребление жевательной резинки, несбалансированное питание.

Клинические проявления заболевания

Как правило, первым делом симптоматику заболевания выявляют родные больного. Эпизод бруксизма длится в среднем около 10 секунд и зачастую множество раз за ночной период. При бруксизме можно наблюдать следующие симптомы:

• скрежетание зубами;
  • пощелкивание зубами;
  • изменение частоты дыхание, изменение давления и пульса;3c8eb5829c56619c078ba6f7769290f6.jpg
  • боль в мышцах лица, челюстях;
  • скованность челюстей по утрам;
  • зубная боль;
  • головные боли, головокружение, сонливость;
  • патологическая генерализованная стираемость зубов;
  • повышенная чувствительность зубов;
  • клиновидные дефекты в пришеечных участках зубов;
  • сколы и трещины эмали, переломы коронок зубов;
  • патология пародонта;
  • патология височно-нижнечелюстного сустава;
  • боли в шее, плечевых суставах;
  • травматизация острыми краями пломб, зубов может привести к хроническому воспалению слизистой оболочки полости рта и возникновению предраковых состояний.

Чрезмерная нагрузка на зубы может вызвать сколы зубов, пломб, каких-либо стоматологических конструкций.

Диагностика заболевания

Точные диагностические мероприятия позволяют разработать определенный план лечения в соответствии с видом патологической активности пациента: скрежетание зубов или их стискивание, легкая, умеренная или же тяжелая степень патологии, когда проявляются симптомы (в дневное время, в ночное время или же не зависит от времени суток).brux_checker_3210_weiss_1498494483_900.png

• симптомы (анкетирование пациента и личная консультация);
  • осмотр полости рта (осмотр зубов, слизистой оболочки полости рта, десны, пальпация мышц и изучение движений височно-нижнечелюстного сустава);
  • рентгенологическое обследование (ортопантомограмма, конусно-лучевая компьютерная томография, телерентгенография);
  • использование диагностических моделей и диагностических внутриротовых шин;
  • электромиография жевательных мышц;
  • полисомнография.

ВАЖНО: Очень важно обращать внимание на гипертрофию жевательных мышц, их гипертонус, дисфункцию височно-нижнечелюстного сустава, фасетки стирания на зубах, сколы зубов и травматизацию слизистой оболочки полости рта.

Осложнения бруксизма

К нежелательным отдаленным последствиям относят заболевания височно-нижнечелюстного сустава. bruxism.jpgТакая патология будет сопровождаться головной болью, головокружением, болью в челюстях, болью в шее, ограничением открывания рта, характерными щелчками и хрустом в височной области при приеме пищи, глотании и разговоре.

Зубная боль наблюдается у 80 процентов пациентов с бруксизмом. У 65 процентов пациентов наблюдаются травмы губ, внутренних поверхностей щек, языка.

Частыми явлениями при отсутствии лечебных мероприятий являются трещины эмали, переломы и сколы коронок зубов, травматическая окклюзия, снижение высоты прикуса в результате стираемости зубов.

Методы лечения бруксизма в Москве

Как лечить бруксизм довольно распространенный вопрос среди стоматологических пациентов. Лечение бруксизма зависит от причин его возникновения и степени тяжести заболевания. У детей бруксизм обычно не требует специального лечения и проходит самостоятельно к моменту смены зубов. У взрослых зубов необходимо применять комплексное лечение с использованием психотерапевтических, медикаментозных, физиотерапевтических и стоматологических методик.

• Психотерапия. При данной методике важно создать обратную связь с пациентом, применить методы релаксации и самоконтроля, использовать различные тренинги длябруксизм лечение.jpg улучшения психоэмоционального статуса пациента.
  • Препараты для лечения бруксизма. Медикаментозное лечение при такой патологии тоже имеет место быть. Она направлена на уменьшение судорожной активности жевательных мышц во сне. Врач назначает снотворные и седативные препараты, инъекции ботулинического токсина, препараты магний, кальция, витаминов группы В. Иногда назначается остеопатическое лечение (сеансы массажа, мануальной терапии, теплые компрессы на область челюстей, мышц и сустава).
  • Стоматологическое лечение. После диагностики специалисты изготавливают специальные капы из мягкого пластика или резины, которые носятся в полости рта и способствуют расслаблению мышц и лечению бруксизма. По показаниям назначается избирательное пришлифовывание зубов, восстановление разрушенных зубов, лечение заболеваний пародонта, исправление зубочелюстных аномалий с помощью ортодонтического лечения, протезирование отсутствующих зубов.
  • Физиопроцедуры. Воздействие токов разных частот, света и других типов физического воздействия на пораженную область помогает уменьшить отек, воспалительный процесс и болевые реакции организма.

Профилактика лечения бруксизма

Даже если вы избавитесь от приступов бруксизма во время лечения, заболевание может рецидивировать. Поэтому необходимо соблюдать несколько простых правил с целью профилактики бруксизма:предупредить бруксизм.jpg

1. Наблюдать за сжатием зубов. Если вы заметили, что непроизвольно сжали зубы, необходимо одергивать себя и пытаться расслабить мышцы лица.
  2. Здоровый образ жизни. Важно не употреблять алкоголь, заниматься спортом, большее количество времени проводить на свежем воздухе для нормализации эмоционального состояния.
  3. Ограничить употребление крепкого чая и кофе в рационе.
  4. При стрессовых ситуациях заваривать успокаивающие чаи.
  5. Своевременно лечить общесоматическую патологию.
  6. Посещать психолога при частых стрессовых ситуациях.
  7. Нормализовать полноценное питание, которое будет содержать в себе достаточное количество белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов.
  8. Ну и конечно же важно наблюдаться у стоматолога раз в шесть месяцев, вовремя лечить кариес и его осложнения, заболевания пародонта, своевременно восстанавливать дефекты зубных рядов и лечить патологию прикуса.

Стоимость лечения бруксизма в «ДантистЪ»

В нашей клинике работают только опытные специалисты, которые готовы помочь решить любую вашу проблему. Обращайтесь на консультацию к нашим докторам и получите качественное лечение своей патологии.