Зубной налёт. Причины и механизмы

ЗУБНОЙ НАЛЕТ ВРЕДЕН ДЛЯ ЗУБОВ

Каждый раз, когда вы едите, эти бактерии выделяют кислоты, которые могут повредить зубную эмаль и привести к образованию кариозной полости. Кроме того,эти кислоты могут вызвать воспаление и поражение самих десен. Именно поэтому стоматологи советуют часто удалять зубной налет.

ВАЖНО: Зубной налет представляет не только эстетический недостаток, поскольку является потенциально опасным, приводит к образованию зубного камня, развитию кариеса, пульпита, гингивита,пародонтита,преждевременной потере зубов. Поэтому удаления зубного налета должно являться частью ежедневного гигиенического ухода за полостью рта.

Каждый из нас, постоянно слышит разговоры о необходимости чистить зубы минимум два раза в день, а желательно после каждого приема пищи!! Все разговоры, о необходимости чистить зубы, кот мы слышим с детства, набили «оскомину»! И, обращаясь к стоматологу, с любой проблемой в полости рта, мы снова и снова и снова слышим: «У Вас плохая гигиена! Вы недостаточно уделяете времени и неправильно чистите зубы!» И каждый раз врач-стоматолог заводит старую песню, которую мы слышали с детства!
Видимо эти стоматологи сговорились и постоянно твердят нам о важности этой самой гигиены, а я пришел с проблемой: » У меня кровоточат дёсна, выпадают пломбы, появилась чувствительность на холодное! И пациент начинает скептически смотреть на доктора, в глазах пациента непонимание!
Давайте вместе проанализируем, а насколько важна эта самая «гигиена» и зачем ей уделять столько времени и внимания?

ГДЕ ОБРАЗУЕТСЯ ЗУБНОЙ НАЛЕТ

Есть неоспоримые научные факты, которые помогут нам разобраться в этом простом, но в то же время неоднозначном и запутанном вопросе.Зубной налет – клейкие наслоения на поверхности зубной эмали, основу которых составляют скопления микроорганизмов и продуктов их обмена. Зубной налет образуется на коронке зуба (особенно, на контактных поверхностях, в фиссурах, углублениях, ямках, пришеечной области, межзубных промежутках), а также вдоль и ниже десневого края. Зубной налет в стоматологии относится к неминерализированным зубным отложениям и может встречаться в любом возрасте. Его поверхность покрыта слизистой мукоидной пленкой, поэтому зубной налет, не смывается слюной и водой, но может частично удаляться во время приема пищи. Черезнесколько часов после полного удаления зубной налет появляется вновь. Зубной налёт может образовываться на поверхности всех ортопедических конструкций, находящихся в полости рта.

СИМПТОМЫ ЗУБНОГО НАЛЕТА

Зубной налет проявляется: изменением цвета и потерей блеска зубной эмали,ощущением шершавости зуба, неприятным запахом изо рта (галитозом). Зубной налет может быть белого, зеленого и коричневого цвета. Обычно наблюдаетсямягкий зубной налет в виде беловатой или слегка желтоватой вязкой массы, тонким слоем покрывающей поверхность зуба. Чаще всего белый зубной налет накапливается в пришеечной области коронки, межзубных промежутках, фиссурах жевательных поверхностей,  по десневому краю, вокруг пломб, на ортопедических и ортодонтических конструкциях.Пигментированный зубной налет образуется вследствие окрашивания эмали при употреблении кофе, крепкого чая. Появление коричневого зубного налета может быть связано с курением - воздействием никотина и смол. Состав налёта на зубах верхней и нижней челюсти различается.

ДИАГНОСТИКА ЗУБНОГО НАЛЕТА

Диагностировать зубной налет можно самостоятельно в домашних условиях, при помощи обычного зеркала.Во время осмотра полости рта у стоматолога. Для визуализации зубного налета применяются специальные красители в виде растворов, ополаскивателей, таблеток, окрашивающих области, пораженные налетом, в яркий цвет.При наличии признаков зубных отложений важно определить их вид (мягкий зубной налет, зубной камень).

СОСТАВ ЗУБНОГО НАЛЕТА

Зубной налёт (иногда используется термин «зубная бляшка» как дословный перевод с аналогичного английского термина) — скопление бактерий в виде плёнки, образующейся на зубах (в том числе и здорового человека). Зубной налёт включает как аэробные, так и факультативно анаэробные бактерии: стрептококки, вейлонеллы, нейссерии, дифтероиды, лактобактерии, стафилококки, лептотрихии, фузобактерии, актиномицеты, дрожжеподобные грибки и др. Наиболее значимым для развития кариеса является стрептококк S.mutans. Устойчивая структура зубного налёта обеспечивается липким матриксом (биоплёнкой), который защищает входящие в его состав бактерии от действия антибиотиков и других лекарств. Зубной налет (зубная бляшка) на 50-70% объема состоит из плотного слоя бактерий. Микробный состав зубного налета быстро меняется, изначально доминируют аэробные формы, затем начинают преобладать анаэробы.

МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ ЗУБНОГО НАЛЕТА

slide_452.jpg
Мало кто знает, что после чистки зубов зуб остается “чистым” в течении всего нескольких минут. Уже через 1-2 минуты после чистки на зубной поверхности образуется пелликула.
Пелликула – органическая, бесструктурная и бесклеточная оболочка, роль которой заключается в регулировании транспорта различных веществ как из тканей  зуба в ротовую полость, так и наоборот.
Несмотря на то, что пелликула может окрашиваться пищевыми красителями, в большинстве случаев она не видна невооруженным глазом. Поверхность зуба покрыта очень тонкой (толщиной до 1 мкм) пленкой. Являясь полупроницаемой, она участвует в обменных процессах с ротовой жидкостью. Благодаря пористому строению в него могут проникать мельчайшие остатки пищи, разрушенные клетки эпителия, лейкоциты, макрофаги. микроорганизмы из полости рта легко приклеиваются на поверхности пелликулы с образованием мягкого зубного налета, не имеющего постоянной внутренней структуры. Образованию данной связи способствуют электростатические силы: ведь поверхность зуба заряжена отрицательно, а микроорганизмы – положительно. Как известно, противоположные заряды притягиваются друг к другу! С течением времени количество и качество бактерий в налёте меняется.

ВАЖНО:Если зубы были очищены от налёта несколько часов назад, бактерий мало (десятки тысяч в 1 г вещества) и они преимущественно аэробные,если прошло несколько суток — их много (до сотен миллиардов).

Бактерии зубного налёта выделяют кислоту, но в первые часы она нейтрализуется слюной. А через несколько часов налёт становится толстым и плотным, слюна перестает проникать в него, и кислота начинает растворять эмаль зуба, что со временем приводит к оголению дентина и развитию кариеса.
Сами микроорганизмы устойчивы к образованной кислоте. При существовании более 1-3 суток (в среднем 48 ч) зубной налет созревает и за счет огромной концентрации бактерий, выделяющих агрессивные ферменты, вещества, растворяющие кальций, и эндотоксины, он приобретает патогенный потенциал. Это ведет к увеличению как толщины и массы налета, так и его твердости.

ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЗУБНОГО НАЛЕТА

• Недостаточно хорошая гигиена ротовой полости
  •  Неправильно подобранные средства гигиены: зубная щётка и паст
  •  Употребление пищи богатой лёгкими углеводами
  •  Недостаточное количество твёрдой пищи в рационе
  •  Употребление кофе, чёрного чая, напитков с окрашивающими добавками
  •  Наличие пломб, протезов, ортодонтических аппаратов и конструкций
  •  Наличие разрушенных зубов
  •  Употребление кофе, чёрного чая, напитков с окрашивающими добавками
  •  Курение
  •  Наличие пломб, протезов, ортодонтических аппаратов и конструкций
  •  Наличие разрушенных зубов
  •  Уровень процессов самоочищения (количество, вязкость слюны, рН и защитные свойства ротовой жидкости
  •  Интенсивность жевания
  • Заболевания ЖКТ
  •  Нарушения обмена вещест
  •  Частичное отсутствие зубов и нарушения прикуса
  •  Лечение антибиотиками.

ПОСЛЕДСТВИЯ ЗУБНОГО НАЛЕТА

• Является прямой причиной образования кариеса и оголения дентина (чувствительность)
  • Является прямой причиной изменением цвета и потерей блеска зубов
  • Является прямой причиной неприятным запахом изо рта (галитозом)
  • Является прямой причиной образование зубного камня
  • Является прямой причиной кровоточивость и воспаление десен- гингивит и  пародонтита
  • Является прямой причиной множества не только стоматологических заболеваний,но и заболеванием желудочно-кишечного тракта.
  • Повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний;
ВАЖНО:Зубной налет вреден для зубов. Именно поэтому стоматологи советуют часто удалять зубной налет. Если его не удалять, то уже через 26 чесов он обогатится минералами и затвердеет, образовав зубной камень. А поскольку камень минерализован, его гораздо сложнее снять с поверхности зуба, чем зубной налет и проблем при возникновении зубного камня гораздо больше и последствия более серьезные для здоровья.

ПРОФИЛАКТИКА ЗУБНОГО НАЛЕТА

• Своевременное удаление мягкого зубного налета способствует оздоровлению органов полости рта, предупреждению заболеваний зубов и пародонта.Наиболее простой и эффективный способ удаления мягкого зубного налета –механическая чистка зубов помощью зубной пасты, щетки и других средств гигиены. Удаления зубного налета должно являться частью ежедневного гигиенического ухода за полостью рта - правильная и регулярная чистка зубов;
  • Профилактику зубного налета у детей начинают проводить с момента появления первого молочного зуба и обучение детей правильной чистке зубов начиная с 1.5 лет!
  • Чистить зубы после употребления сладкого( следует учитывать, что большее значение имеет не количество принимаемых в пищу углеводов, а длительность их контакта с зубами);
  • Исключение или ограничение потребления простых сахаров, курения;
  • Использование ирригатора полости рта для чистки труднодоступных участков (межзубных пространств, зубодесневых складок), брекет-систем, коронок, мостов, зубных протезов;
  • Необходимо посещать стоматолога-гигиениста для проведения профессиональной гигиены полости рта, включающей этапы ультразвукового скейлинга,чистки с помощью аппарата Air-flow полировки абразивной пастой и глубокого фторирования эмали зубов
  • Герметизация фиссур(Ямки и фиссуры – это крохотные углубления и желобки, которые присутствую на жевательной поверхности задней группы зубов у детей и взрослых.
Соблюдение всех этих правил, наряду с регулярными походами к стоматологу избавят вас от зубного налета и его последствий.