Зубной налёт. Причины и механизмы

Каждый из нас, постоянно слышит разговоры о необходимости чистить зубыГигиена минимум два раза в день, а желательно после каждого приема пищи!! Все разговоры, о необходимости чистить зубы, кот мы слышим с детства, набили «оскомину»! И, обращаясь к стоматологу, с любой проблемой в полости рта, мы снова и снова и снова слышим: «У Вас плохая гигиена! Вы недостаточно уделяете времени и неправильно чистите зубы!» И каждый раз врач-стоматолог заводит старую песню, которую мы слышали с детства!

Видимо эти стоматологи сговорились и постоянно твердят нам о важности этой самой гигиены, а я пришел с проблемой: » У меня кровоточат дёсна, выпадают пломбы, появилась чувствительность на холодное! И пациент начинает скептически смотреть на доктора, в глазах пациента непонимание!
Давайте вместе проанализируем, а насколько важна эта самая «гигиена» и зачем ей уделять столько времени и внимания?

ГДЕ ОБРАЗУЕТСЯ ЗУБНОЙ НАЛЕТ

Есть неоспоримые научные факты, которые помогут нам разобраться в этом простом, но в то же время неоднозначном и запутанном вопросе.
  • Зубной налет – клейкие наслоения на поверхности зубной эмали, основу которых составляют скопления микроорганизмов и продуктов их обмена.
  • Зубной налет образуется на коронке зуба (особенно, на контактных поверхностях, в фиссурах, углублениях, ямках, пришеечной области, межзубных промежутках), а также вдоль и ниже десневого края.
  • Зубной налет в стоматологии относится к неминерализированным зубным отложениям и может встречаться в любом возрасте.
  • Его поверхность покрыта слизистой мукоидной пленкой, поэтому зубной налет, не смывается слюной и водой, но может частично удаляться во время приема пищи. Через несколько часов после полного удаления зубной налет появляется вновь.
  • Зубной налёт может образовываться на поверхности всех ортопедических конструкций, находящихся в полости рта.

СИМПТОМЫ ЗУБНОГО НАЛЕТА

1zub_nalet.jpgЗубной налет проявляется:

• изменением цвета и потерей блеска зубной эмали,
  • ощущением шершавости зуба,
  • неприятным запахом изо рта (галитозом).

Зубной налет может быть белого, зеленого и коричневого цвета. Обычно наблюдается мягкий зубной налет в виде беловатой или слегка желтоватой вязкой массы, тонким слоем покрывающей поверхность зуба. Чаще всего белый зубной налет накапливается в пришеечной области коронки, межзубных промежутках, фиссурах жевательных поверхностей,  по десневому краю, вокруг пломб, на ортопедических и ортодонтических конструкциях. Пигментированный зубной налет образуется вследствие окрашивания эмали при употреблении кофе, крепкого чая. Появление коричневого зубного налета может быть связано с курением - воздействием никотина и смол. Состав налёта на зубах верхней и нижней челюсти различается.

ДИАГНОСТИКА ЗУБНОГО НАЛЕТА

Диагностировать зубной налет можно самостоятельно в домашних условиях, при помощи обычного зеркала.Во время осмотра полости рта у стоматолога. Для визуализации зубного налета применяются специальные красители в виде растворов, ополаскивателей, таблеток, окрашивающих области, пораженные налетом, в яркий цвет.При наличии признаков зубных отложений важно определить их вид (мягкий зубной налет, зубной камень).

СОСТАВ ЗУБНОГО НАЛЕТА

Зубной налёт (иногда используется термин «зубная бляшка» как дословный перевод с аналогичного английского термина) — скопление бактерий в виде плёнки, образующейся на зубах (в том числе и здорового человека). Зубной налёт включает как аэробные, так и факультативно анаэробные бактерии: стрептококки, вейлонеллы, нейссерии, дифтероиды, лактобактерии, стафилококки, лептотрихии, фузобактерии, актиномицеты, дрожжеподобные грибки и др. Наиболее значимым для развития кариеса является стрептококк S.mutans. Устойчивая структура зубного налёта обеспечивается липким матриксом (биоплёнкой), который защищает входящие в его состав бактерии от действия антибиотиков и других лекарств. Зубной налет (зубная бляшка) на 50-70% объема состоит из плотного слоя бактерий. Микробный состав зубного налета быстро меняется, изначально доминируют аэробные формы, затем начинают преобладать анаэробы.

МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ ЗУБНОГО НАЛЕТА

slide_452.jpg
Мало кто знает, что после чистки зубов зуб остается “чистым” в течении всего нескольких минут. Уже через 1-2 минуты после чистки на зубной поверхности образуется пелликула.
Пелликула – органическая, бесструктурная и бесклеточная оболочка, роль которой заключается в регулировании транспорта различных веществ как из тканей  зуба в ротовую полость, так и наоборот.
Несмотря на то, что пелликула может окрашиваться пищевыми красителями, в большинстве случаев она не видна невооруженным глазом.
Поверхность зуба покрыта очень тонкой (толщиной до 1 мкм) пленкой. Являясь полупроницаемой, она участвует в обменных процессах с ротовой жидкостью. Благодаря пористому строению в него могут проникать мельчайшие остатки пищи, разрушенные клетки эпителия, лейкоциты, макрофаги. микроорганизмы из полости рта легко приклеиваются на поверхности пелликулы с образованием мягкого зубного налета, не имеющего постоянной внутренней структуры. Образованию данной связи способствуют электростатические силы: ведь поверхность зуба заряжена отрицательно, а микроорганизмы – положительно. Как известно, противоположные заряды притягиваются друг к другу! С течением времени количество и качество бактерий в налёте меняется.

ВАЖНО:Если зубы были очищены от налёта несколько часов назад, бактерий мало (десятки тысяч в 1 г вещества) и они преимущественно аэробные,если прошло несколько суток — их много (до сотен миллиардов).

Бактерии зубного налёта выделяют кислоту, но в первые часы она нейтрализуется слюной. А через несколько часов налёт становится толстым и плотным, слюна перестает проникать в него, и кислота начинает растворять эмаль зуба, что со временем приводит к оголению дентина и развитию кариеса.
Сами микроорганизмы устойчивы к образованной кислоте.
При существовании более 1-3 суток (в среднем 48 ч) зубной налет созревает и за счет огромной концентрации бактерий, выделяющих агрессивные ферменты, вещества, растворяющие кальций, и эндотоксины, он приобретает патогенный потенциал. Это ведет к увеличению как толщины и массы налета, так и его твердости.

ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЗУБНОГО НАЛЕТА

• Недостаточно хорошая гигиена ротовой полости
  • Неправильно подобранные средства гигиены: зубная щётка и паст
  • Употребление пищи богатой лёгкими углеводами
  • Употребление кофе, чёрного чая, напитков с окрашивающими добавками
  • Наличие пломб, протезов, ортодонтических аппаратов и конструкций
  • Наличие разрушенных зубов
  • Курение
  • Заболевания ЖКТ
  • Нарушения обмена вещест
  • Частичное отсутствие зубов и нарушения прикуса
  • Лечение антибиотиками.

ПОСЛЕДСТВИЯ ЗУБНОГО НАЛЕТА

• Является прямой причиной образования кариеса и оголения 7f995e90c720ac98cd2b9d9b81aa807c.jpgдентина (чувствительность)
  • Является прямой причиной изменением цвета и потерей блеска зубов
  • Является прямой причиной неприятным запахом изо рта (галитозом)
  • Является прямой причиной образование зубного камня
  • Является прямой причиной кровоточивость и воспаление десен- гингивит и  пародонтита
  • Является прямой причиной множества не только стоматологических заболеваний,но и заболеванием желудочно-кишечного тракта.
  • Повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний;
ВАЖНО:Зубной налет вреден для зубов. Именно поэтому стоматологи советуют часто удалять зубной налет. Если его не удалять, то уже через 26 чесов он обогатится минералами и затвердеет, образовав зубной камень. А поскольку камень минерализован, его гораздо сложнее снять с поверхности зуба, чем зубной налет и проблем при возникновении зубного камня гораздо больше и последствия более серьезные для здоровья.

ПРОФИЛАКТИКА ЗУБНОГО НАЛЕТА

• Своевременное удаление мягкого зубного налета способствует оздоровлению органов полости рта, предупреждению заболеваний зубов и пародонта.Наиболее простой Гигиенаи эффективный способ удаления мягкого зубного налета –механическая чистка зубов помощью зубной пасты, щетки и других средств гигиены. Удаления зубного налета должно являться частью ежедневного гигиенического ухода за полостью рта - правильная и регулярная чистка зубов;
  • Профилактику зубного налета у детей начинают проводить с момента появления первого молочного зуба и обучение детей правильной чистке зубов начиная с 1.5 лет!
  • Чистить зубы после употребления сладкого( следует учитывать, что большее значение имеет не количество принимаемых в пищу углеводов, а длительность их контакта с зубами);
  • Исключение или ограничение потребления простых сахаров, курения;
  • Использование ирригатора полости рта для чистки труднодоступных участков (межзубных пространств, зубодесневых складок), брекет-систем, коронок, мостов, зубных протезов;7734253454358.jpg
  • Необходимо посещать стоматолога-пародонтолога для проведения профессиональной гигиены полости рта, включающей этапы ультразвукового скейлинга,чистки с помощью аппарата Air-flow полировки абразивной пастой и глубокого фторирования эмали зубов
  • Герметизация фиссур(Ямки и фиссуры – это крохотные углубления и желобки, которые присутствую на жевательной поверхности задней группы зубов у детей и взрослых.
Соблюдение всех этих правил, наряду с регулярными походами к стоматологу избавят вас от зубного налета и его последствий.

101000, Москва, Архангельский пер. 7
Пн-Вс, с 9:00 до 21:00
Подпишитесь на нас в социальных сетях: