Лечение зубов при сахарном диабете

Состояние полости рта у пациентов с сахарным диабетом

204465_big.jpg Поскольку типичными симптомами сахарного диабета являются поражения сосудов, повышенная сухость полости рта, ухудшение процессов заживления, это сказывается и на состоянии зубочелюстной области. А именно:

• Развивается склонность к стоматиту, сопровождающемуся появлением небольших трещин и эрозий.
  • Увеличивается риск воспаления десен, слабо поддающегося стандартной терапии. Нередко именно стоматолог оказывается первым, кто по отсутствию ожидаемого эффекта от лечения заподозрил тяжелую эндокринную патологию. При этом из-за снижения иммунитета возрастает вероятность присоединения вторичной инфекции, усугубления ситуации с развитием пародонтита.
  • В связи с нехваткой слюны и повышения ее вязкости ухудшается процесс естественного очищения зубов, что способствует скоплению налета и активации патогенной микрофлоры. Как следствие, отмечается склонность к множественной форме кариеса, быстрому прогрессированию заболевания с развитием таких осложнений, как пульпит и периодонтит.

Особенности лечения зубов при диабете

Лечение зубов при диабете имеет ряд особенностей. А именно:

• Несколько отсроченный результат проводимой терапии, что вызвано поражением стенок сосудов и замедлением поступления медикаментозных средств в нужный отдел;
  • Из-за ухудшения способности тканей к репарации –удлинение сроков заживления, периода восстановления после процедуры.

Учитывая это, при лечении зубочелюстной патологии у пациентов с сахарным диабетом стоматолог может столкнуться с некоторыми сложностями. Речь может идти об ограничениях к использованию тех или иных методик, лекарственных препаратов.

Принципы лечения зубов у пациентов с диабетом

Лечение зубов при сахарном диабете строится на таких принципиальных позициях:

Светоотверждаемые-композиты.jpg
  1. Процедуру следует начинать безотлагательно, сразу по мере выявления негативных симптомов. Учитывая характер сопутствующей патологии, отсрочка чревата развитием осложнений.
  2. В ходе осмотра стоматолог обращает внимание не только на пораженный зуб, но и состояние всей полости рта. При выявлении нарушений необходима ее полная санация. Игнорирование такого подхода приведет к быстрой активизации болезнетворных микроорганизмов, и как следствие,– усугублению ситуации, вовлечению в процесс здоровых тканей.
  3. Любая процедура предполагает активную антисептическую обработку тканей.
  4. При соответствующих показаниях – широкое назначение антибиотиков.
  5. Ориентир – только на современные пломбировочные материалы.
  6. Обязательно динамическое наблюдение за ходом восстановительного периода.

Удаление зубов при сахарном диабете

Любое хирургическое вмешательство в стоматологии требует подготовки. Особенно внимательно к ней нужно подойти у пациентов с сахарным диабетом. Хирургам, планирующим проведение процедур, связанных с травматизацией тканей, приходится учитывать, что период заживления у таких людей окажется более долгим. Кроме того, сам инвазивный ход операции не исключает повышение уровня сахара в крови и, как следствие, риск ухудшения общего состояния пациента.

В полной мере все эти опасения касаются удаления зубов. Хотя кабинет стоматолога-хирурга оснащен всем необходимым для оказания квалифицированной помощи, при подготовке к вмешательству врач постарается учесть любые риски и предупредить негативные последствия.

Для исключения осложнений пациенту необходимо пройти обследование перед операцией, предоставить хирургу актуальные сведения об уровне сахара в крови. Уяснив все исходные факторы, стоматолог сможет более четко сориентироваться относительно хода процедуры.

Если хирург посчитает, что угрозы нет, операция будет проведена в плановом порядке, в соответствии со стандартным сценарием. При этом характер рекомендаций, данных пациенту по завершении процедуры, будет учитывать и особенности сопутствующего заболевания, сахарного диабета.

Имплантация зубов при сахарном диабете

Проведение имплантации зубов при сахарном диабете требует специальной подготовки. Это связано с тем, что при данной сопутствующей патологии значительно снижены способности тканей к остеоинтеграции, существует вероятность такого осложнения, как отторжение импланта.

df6a9d087bce142b9e1fcd2867469b0a.jpg

Кроме того, повышение уровня сахара в крови и ухудшение общего состояния пациента может быть вызвано непосредственно инвазивным ходом процедуры. Приходится принимать во внимание также предстоящий долгий период заживления, склонность тканей, окружающих имплант, к развитию воспалительного процесса.

Чтобы повысить прогнозируемость результата имплантации, исключить развитие негативного сценария, пациенту необходимо перед операцией сдать соответствующие анализы. Процедура будет запланирована только в случае компенсированной формы заболевания, когда показатели сахара в крови близки к норме, пациент не предъявляет никаких жалоб на состояние здоровья, отсутствуют другие признаки диабета. В случае сомнений относительно состояния пациента он может быть направлен на консультацию к эндокринологу.

Уяснив все исходные факторы, хирург более четко взвесит все риски, правильно сориентируется относительно тактики, лучшей методики и вариантов имплантов. Поскольку устойчивости конструкции будет способствовать увеличение площади соприкосновения ее с костью, приоритетны модели с особыми физическими параметрами, большей длины, улучшенными показателями резьбы и покрытия.

Чтобы снизить риск развития инфекционного процесса после операции, пациентам с диабетом обычно назначается более длительный курс антибиотикотерапии, в обязательном порядке потребуется четкий контроль за ходом реабилитации.

В случае данной сопутствующей патологии более тщательно придется подойти и к выбору вида протеза. Оптимально отказаться от металлокерамики в пользу материалов, отличающихся улучшенными характеристиками относительно биосовместимости с тканями полости рта, безметалловой керамики.

Людям, страдающим сахарным диабетом, нужно знать: несмотря на то, что дентальная имплантация в этом случае требует повышенного внимания и квалификации стоматолога, речь не идет об абсолютном противопоказании. При грамотно проведенной подготовке, компенсированном состоянии пациента операция окажется успешной.

Обезболивание при диабете

Мнение, что при диабете применение анестезии ограничено, является беспочвенным. При компенсированной форме данные препараты используются в соответствии со стандартным подходом, без особенностей. Противопоказанием к их применению являются только случаи аллергической реакции.

Профилактика

Чтобы обеспечить здоровье полости рта, каждому человеку необходимо соблюдать особые требования. Для пациентов с сахарным диабетом эти условия еще более важны. Учитывая склонность таких людей к кариесу и заболеваниям пародонта, разработаны следующие меры профилактики:

• Строгое следование советам эндокринолога;
  • Регулярное наблюдение у стоматолога, не реже 3 раз в год;
  • Немедленное обращение к специалисту при появлении любых проблем в полости рта;
  • Своевременное лечение выявленных заболеваний зубов или десен;
  • Тщательная гигиена с использованием современных средств, обеспечивающих высокое качество процедуры, бережный подход к тканям;
  • Полный отказ от вредных привычек, курения, алкоголя.