Дисфункция височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС)

Причины нарушения функций сустава.

Височно-нижнечелюстной сустав (ВНЧС) представляет собой сложный аппарат,ATM.jpg состоящий из мышц, связок, хрящевых дисков, костей. Такая система обеспечивает подвижное сочленение височной кости черепа с нижней челюстью, способствуя ее движению в трех плоскостях, вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево. При этом височно-нижнечелюстной сустав считается одним из самых активных структур тела человека, задействован при таких важных процессах, как пережевывание пищи, глотание, дыхание, зевание, речь. Любая проблема, проявляющаяся сбоем в нормальной работе сустава, называется дисфункцией ВНЧС. Согласно статистическим данным, такие нарушения отнюдь не редки. По разным источникам, они встречаются в 30-70% случаев стоматологических заболеваний.В основе нарушения функционирования ВНЧС многофакторный процесс. Считается, что к развитию симптоматики приводит патология непосредственно сустава или поражение жевательных мышц.

Более конкретно, развитие негативных признаков может быть обусловлено:
  • Анатомическими особенностями, несоответствием между отдельными элементами сочленения, суставной ямкой и головкой суставной кости и другимивнчс.jpg аномалиями зубочелюстной системы.
  • Травмой сустава, лицевых костей и челюсти, их неправильным сращением после перелома.
  • Нарушением прикуса вследствие утери зубов, их повышенной стираемости или действия других факторов.
  • Бруксизмом, непроизвольным стискиванием челюстей и скрежетанием зубами;
  • перенапряжением челюстных мышц вследствие их перегрузки (профессиональная деятельность лекторов, преподавателей, привычка грызть ногти, неправильная позиция телефона, длительный, более трех часов, прием у стоматолога без перерывов на отдых).
  • Стрессом и психическими расстройствами, влияющими и на движения сустава.
  • дегенеративно-дистрофическими нарушениями (артроз).
  • Воспалительным процессом в суставе (артрит).
  • Эндокринными нарушениями, инфекционными заболеваниями.
ВАЖНО: Достаточно частой причиной дисфункции ВНЧС являются профессиональные ошибки стоматологов. Нарушение может быть вызвано неправильной постановкой пломбы на жевательном зубе, некорректно проведенным протезированием.

Характерные симптомы.

Диагностика и лечение дисфункций ВНЧС проходит сложно, поскольку данный вид нарушений характеризуется множеством различных проявлений. При этом дисфункцию ВНЧС приходится дифференцировать с целым рядом других заболеваний. Пациентам трудно бывает понять, что в основе проблем – сбои в работе сустава. Специалисты клиники «ДантистЪ» нередко сталкиваются с тем, что прежде, чем попасть на прием к гнатологу, люди проходили длительное и недостаточно эффективное лечение у неврологов, терапевтов, ЛОР-врачей.

Для дисфункции височно-нижнечелюстного сустава типичной считается такая симптоматика:
  • Щелчки и шумовые эффекты в суставе. Щелканье в суставе и другие звуки,vhchs.jpg возникающие при движении сустава, жевании, зевке являются такими громкими, что их слышат окружающие. Они могут сопровождаться болью, которая ограничена суставом или отдает в область лица и шеи.
  • Головная боль, сосредоточенная в висках, затылке, отдающая в лоб, шею, плечо. Такие ощущения могут быть столь интенсивными, что пациент проходит обследования для исключения опасных заболеваний головного мозга.
  • Проблемы прикуса, проявляющиеся нарушением смыкаемости челюстей.
  • Асимметрия лица.
  • Изменение амплитуды открывания рта.
  • Заклинивание челюсти.
  • Болезненность и напряженность мышц челюсти.
  • Зубная боль при отсутствии проявлений кариозного процесса и других повреждений зубов.
  • Признаки поражения ушной области, проявляющиеся болью и заложенностью уха, ухудшением слуха, звоном и шумом в ушах, что связано с анатомической близостью обеих структур.
Со всей внимательностью нужно отнестись и к менее типичным, жалобам: сухость во рту; ощущение жжения в носу, горле, языке; светобоязнь; бессонница; храп; апноэ (задержка дыхания во сне).
ВАЖНО: Поскольку дисфункция ВНЧС трудно диагностируется, и многие стоматологи не имеют достаточной профессиональной подготовки для оказания помощи таким пациентам, люди не всегда могут получить необходимую помощь. Чтобы избежать этого, при появлении сомнительных симптомов, обратитесь к стоматологам клиники "ДантистЪ".

Какой врач лечит дисфункцию ВНЧС.

Лечение дисфункции височно нижнечелюстного сустава находится в компетенции стоматолога-гнатолога.
Именновнчс5.jpg этот специалист своими действиями помогает установить нижнюю челюсть пациента в правильное положение, обеспечив сбалансированную работу всей системы. Проведя диагностику, врач определит причины сбоев, предложит наиболее оптимальные пути решения имеющихся нарушений.
Обозначив методы коррекции, он будет контролировать и ход лечения.

Несмотря на всю важность данной стоматологической специальности, консультацию гнатолога в Москве готов предоставить далеко не каждый центр. Не всегда в полном объеме решается вопрос и с проведением диагностических исследований. В поисках наиболее приемлемого центра обратите внимание на клинику «ДантистЪ». В нашем центре представлен весь спектр услуг данной направленности.

Диагностика заболевания.

Диагностика дисфункции ВНЧС проходит многоступенчато, включает в себя целый комплекс процедур:
  • Изучаются жалобы пациента и данные анамнеза;1Лечение дисфункции ВНЧС.jpg
  • Оценивается осанка пациента, положение головы, симметричность лица, а также такие функции, как дыхание, глотание, жевание.
  • Проводится исследование смыкания зубов при различных положениях нижней челюсти, путем ощупывания изучается состояние жевательных мышц, напряженность мышц головы, шеи, спины.
Однако исключительно объективного осмотра и функциональных проб недостаточно. Для полной клинической картины необходимы дополнительные исследования:
  • Рентгенодиагностика (панорамный снимок, обзорная рентгенограмма в разных проекциях, конусно-лучевая и магнитно-резонанская томография);
  • Функциональный анализ, предполагающий снятие оттисков, изготовление диагностических моделей, проведение анализа окклюзионных контактов. Для определения силы сжатия мышц назначается электромиография.
Все методики, необходимые для осуществления достоверной диагностики, в полном объеме могут быть задействованы специалистами клиники «ДантистЪ». В своей работе врачи используют современное оборудование экспертного уровня, обеспечивающее максимально точный результат исследований.
Диагностика и обработка результатов диагностических исследований занимает порядка недели, после чего стоматолог-гнатолог подготавливает заключение относительно характера нарушений, способах решения проблемы, обсуждаются возможные варианты лечения, прогноз.

Используемые лечебные методики.

Целью лечения дисфункции ВНЧС является снижение болевого синдрома, расширение функциональной активности сустава, а значит, улучшение качества жизни пациента.  ВНЧС
 и в зависимости от характера выявленных нарушений, различают консервативную, реконструктивную и хирургическую тактику. Как правило, лечение боли и дисфункции ВНЧС подразумевает комплексный подход. Оно осуществляется при взаимодействии целого ряда методик и усилиями стоматологов разных специальностей. При этом не во всех случаях звуковые феномены нуждаются в проведении корректирующих процедур. Лечение потребуется, если щелканье в суставе сочетается с ограничением подвижности, сопровождается болевым синдромом.
Основные направления лечения:
  • Устранение боли, восстановление нормального процесса открывания рта и движений нижней челюсти.
  • Приведение жевательных мышц в нормальный тонус.
  • Улучшение прикуса, что обеспечивается формированием правильного смыкания зубов, восстановлением количества зубов.
Консервативные методы включают:
  • Миогимнастику, когда с помощью специальных упражнений достигаетсяВНЧС улучшение мышечного тонуса;
  • Психотерапию, в ходе которой специалист обучает пациента правильному смыканию челюстей;
  • Лекарственную терапию, включающую нестероидные противовоспалительные средства, миорелаксанты, кортикостероиды, инъекции ботулотоксина;
  • Депрограммацию жевательных мышц.
  • Установку шины. Этот съемный аппарат из полимерного материала применяется с целью исключения возможности смыкания зубных рядов во время сна, а также для расслабления жевательных мышц, защиты от разрушения зубов при бруксизме.
  • Использование приспособлений, направленных на ограничение подвижности нижней челюсти. Этому же способствуют и такие рекомендации, как изменение пищевого рациона в пользу более мягких продуктов, снижение речевой нагрузки.
Реконструктивная тактика при лечении данных нарушений заключается в восстановлении высоты прикуса, количества зубов, формировании правильного смыкания зубных рядов. Поставленная задача реализуется путем установки зубных протезов, вкладок, привлечением ортодонтических методик, а также сошлифовыванием поверхностных тканей зубов, которые препятствуют корректному смыканию зубных рядов.

ВАЖНО: Лечение дисфункции ВНЧС в Москве можно пройти в клинике «ДантистЪ». При необходимости, часть мероприятий будет возложена на стоматологов других специальностей, ортопеда, ортодонта, пародонтолога, хирурга.

Прогноз и профилактика.

В случае обнаружения признаков дисфункции ВНЧС в обязательном порядке следуетartroz_s.jpg обратиться на консультацию к гнатологу и провести назначенные им корректирующие процедуры. При своевременно начатом лечении прогноз благоприятен, удастся добиться стойкого улучшения ситуации.

Игнорирование лечения неизменно скажется на ухудшении состояния. Со временем функциональные нарушения приведут к развитию органических дегенеративных процессов, сопровождающихся обездвиживанием сустава.

ВАЖНО: Профилактика поражения височно-нижнечелюстного сустава заключается в заботе о здоровье полости рта, сохранности натуральных зубов, своевременном их лечении, а при необходимости, – протезировании.

Преимущества стоматологии «ДантистЪ».

В Москве высококвалифицированную консультацию стоматолога-гнатолога можновнчс.png получить в стоматологической клинике «ДантистЪ». Воспользовавшись услугами нашего центра, каждый пациент может рассчитывать на качественную диагностику с привлечением современных методик, а также весь набор лечебных процедур.

Стоимость услуг гнатолога в Москве находится в широком ценовом диапазоне, однако часто не соответствует профессиональной подготовке специалиста или уровню диагностики. Если же Вы запишетесь на прием к гнатологу в клинику «ДантистЪ», то уже в ходе бесплатной консультации сможете убедиться в профессионализме врача, отличных диагностических и лечебных возможностях нашего центра. Поскольку в своей медицинской деятельности врачи используют наиболее передовые технологии, это позволяет им добиваться успеха в самых сложных случаях патологии.